Тема урока: " Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы "
1. Тема урока: «Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы», Раздел IV: «Земная кора», урок № 2
2. Учебник «География. Землеведение 5-6 классы». Авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е., М., «Дрофа», 2012.
3. Цель: Сформировать знания учащихся о происхождении и разнообразии горных пород.
4. Задачи:
- обучающие: познакомить учеников с происхождением магматических, метаморфических и осадочных горных породах. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения, определять горные породы по их свойствам;
- развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР. Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта;
- воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.
5. Планируемые результаты:
- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
- метапредметные : умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;
- предметные: находить информацию (в интернете, других источниках) и подготавливать сообщения или презентации на тему "Горные породы", работать с коллекцией горных пород.
6. Универсальные учебные действия:
- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.
- познавательные: извлекать информацию при работе с образцами горных пород, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата
- коммуникативные : умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
7. Тип урока: комбинированный.
8. Формы работы учащихся: коллективная, групповая.
9. Оборудование: интерактивная доска, персональный компьютер, «Коллекция горных пород и минералов», презентация.
10. Структура и ход урока
№
п/п
|
Деятельность
|
|
|
учителя
|
ученика
|
Этап 1. Актуализация опорных знаний
|
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.
Предлагает материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала
Вспомните:
Каково внутреннее строение Земли?
Что такое ядро? Мантия?
Расскажите об особенностях строения земной коры?
В чем отличие строения земной коры под сушей и под океанами?
Из чего сложена земная кора? Что такое литосферные плиты?
Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует
|
Приветствие учителя, готовность к уроку.
Вспоминают изученный ранее материал (П).
Дают ответ на вопрос (П).
Определяют, каких знаний им не хватает (Р)
Формулируют название темы урока (Р)
|
Этап 2. Создание проблемной ситуации
|
Создает для учеников проблемную ситуацию.
Задает вопрос, который выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их.
Определить: Подумайте, почему земная кора сложена разными горными породами?
|
Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К)
|
Этап 3. Целеполагания:
|
Предоставляет "конфликтный" материал, создает готовность к предстоящей деятельности
Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока.
Какие горные породы образовались на поверхности Земли и почему, какие образовались в литосфере?
|
Осознают возникшее интеллектуальное затруднение, противоречие, дефицит знаний
Осознают цели предстоящей деятельности (П , Р, К)
Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П , Р, К)
|
Этап 4. Планирование
|
Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного материала.
Предлагает учащимся самим составить план
|
Работа в группах. Обобщаютрезультаты исследований, составляютплан предстоящей деятельности,выбирают средства, необходимые для открытия "нового" знания (книга, атлас)
|
Этап 5. «Открытие» нового знания
|
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.Формулирует обобщенные вопросы:
- Какие горные породы появились из магмы? Какие процессы действуют на них на Земле?(Ответы пишутся на интерактивной доске)
Подводит к выводу :Все горные породы делятся на группы, в зависимости от того, где они образовались.
|
Работают с текстом учебника,обсуждают в группах варианты решения поставленной задачи.Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других (П)
Предлагают свои варианты : излились из вулкана, разрушились водой, ветром, (К,Р)
Просматривают(П) ,сравнивают горные породы предложенные для работы в группе(Р).
|
Этап 6. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.
|
Формулирует задания для учеников,корректирует их работу.
-Выберите и рассмотрите горные породы и минералы вашей группы
- Заполните с помощью учебника таблицу (слайд )
Демонстрирует слайды с образцами горных пород.
1.Формулирует вопросы и корректирует ответы:
-На какие три группы делятся горные породы?
-Сформулируйте, какими свойствами обладают горные породы вашей группы.
-На ваш взгляд в чем еще их отличие?
|
Вступают в диалог.
Выполняют практикум при помощи учебника, образцов по группам 1-магматические, 2-метаморфические, 3-осадочные(П)
Озвучивают результаты, сравнивая с таблицей на доске (П), поясняя особенности пород, их свойства(Л).Обмениваются полученной информацией (П)
Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей(Р).
Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р)
|
Этап 7. Рефлексия
(итог урока)
|
Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.
-С какими горными породами вы познакомились?
-Что отличает горные породы осадочного и магматического происхождения?
-как образовались горные породы метаморфического происхождения
Формулирует выводы, выставляет оценки за работу на уроке
|
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока. Записывают выводы.
Определяют степень продвижения к цели (Р,Л,П)
|
Этап 8. Домашнее задание
|
Объясняет д/з
|
Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике. (К)
|
Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД
|